top of page

ДУША КЛЕТКИ

Я уже продвинутый пользователь и на вопрос "Как ты себя чувствуешь?" вместо обычного "Да что-то слабость, батенька" теперь могу сказать: "Да что-то АТФ не дорабатывают" :) Как вы догадались, я немного приболела, и в эти дни перебираю воспоминания о своих похождениях в Институте. Я очень благодарна ученым за то, что они дверь за дверью открывают для меня все новые и новые потайные комнаты. Вот буквально на днях пригласили в святая святых - культуральную. То самое место, где человеческие, а не бактериальные клетки раскрывают нам свои секреты.

Человеческие клетки - это вам не кишечная палочка. Питательная среда для работы с человеческими клетками содержит много аминокислот и витаминов. И, если стерильность будет нарушена, бактерии решат, что тоже приглашены на этот праздник жизни. Хорошенько попировав, бактерии в конце концов перерастут человеческие клеточки, и ученые результаты интерпретровать уже не смогут. В культуральной даже рабочие места необычные: там воздух "стерилизуется", проходя через специальный фильтр.

Вика показывает мне термостат, в котором поддерживаются специальные условия:

- Это называется СО2-инкубатор, он задает температуру 37,0 (как внутри нашего организма), также он поддерживает определенный процент СО2 (это 5% или 7%) - это нужно для PH, ведь клеточки очень чувствительны. - А где вы берете человеческие клетки? - интересуюсь я. - Их выделяют из пациентов. Опухолевые клетки - во время операции, когда опухоль вырезают. Потом эти опухоли измельчают на кусочки, ставят на питательную среду и получают из них отдельные культуры опухолевых клеток - тех самых иммортализированных, которые могут бесконечно долго размножаться и даже не думают умирать. Эти линии можно вести очень долго, бесконечно долго, - объясняет Вика. - А нормальные клеточные линии получают в косметологических центрах, когда делают операции по подтяжкам и т.п. Правда, нормальные клеточные линии могут делиться только 50 раз, потом умирают. И, чтобы с ними работать дольше, на них нужно влиять с помощью вирусов, тогда они тоже превратятся в иммортализированные. Если задуматься, это ведь удивительно: клетки живут без своего хозяина - как бы сами по себе, отдельно от организма, отдельно от духа, который, как мы привыкли полагать, и наделяет материю жизнью. Духа нет - а жизнь есть. Может, он "прячется" внутри каждой клеточки? Может, каждая клетка - это самодостаточный организм со всем необходимым для полноценной жизни? Может, у нее есть свое, 1-клеточное, сознание? По крайней мере, я знаю одного геронтолога, утверждающего, что в клетке есть т.н. cell's spirit, который и обеспечивает ее уникальность и удивительную сложность и красоту. О своих экспериментах в программе "Вторжение" рассказывает доктор биологических наук Хачик Мурадян. http://gamma.tv/video.php?id=6 Мои новые коллеги, правда, не оставили от этой идеи камня на камне (у воспитанных и тактичных ученых это выглядит так: "Он меня не убедил", затем следует пару убийственных контраргументов). Так я узнала о циркадных ритмах и загадочной шишковидной железе. А еще о том, при каких условиях эксперимент имеет право называться экспериментом, а при каких он - просто привлечение внимания к своей особе (здесь речь уже шла о якобы "научных" экспериментах другого ученого с крысами и ГМО-продуктами).

* * * В культуральной мы обнаружили третьего ученого из нашей лабораторной комнаты - Назара. Вот, оказывается, где он пропадает днями :) , а я, как порядочная Маша, сижу на его стуле и пользуюсь его проводом с интернетом. И с таким хитрым выражением лица встречает нас Назар, что, не иначе, сделал научное открытие и ищет ему подтверждение Смайлик «wink» Мы оставляем его один на один с иммортализированными клетками и возвращаемся в лабораторию. - А не появляются ли у вас фобии в связи с тем, что вы работаете с раком? - Сначала, конечно, было страшновато. Но сейчас привыкли. - Я о том, не возникает ли боязнь, что такое заболевание может появиться у тех, кто с ним работает… Ведь если постоянно о чем-то думать… - Было тяжело психологически - понимать, как часто такое случается… Сейчас это прошло, и, я надеюсь, наши исследования помогут людям в будущем. Даже наоборот: чем дольше я с этим работаю, тем больше знаю. К примеру, каждой женщине после 35-40 лет нужно ежегодно проходить диагностику: ранняя выявление поможет вылечить это заболевание. То есть я, наоборот, надеюсь, что моя работа поможет мне бороться с этим, если что. - То есть приходят знания и уходит страх. - Да. Все-таки это прекрасно, что современные молодые ученые открыты к "внешнему интересу" и готовы удовлетворять любопытство пытливых умов. Мне сложно представить, чтобы еще 30 лет назад девушка-из-ниоткуда свободно бы петляла лабораториями, культуральными и вивариями главных институтов страны. И я искренне надеюсь, что открытость ученых, скрещенная с моей любознательностью, даст плоды: интерес - он ведь заразителен. Кто знает, может быть, мама малыша, которая сейчас читает этот текст, обратит его внимание на профессию ученого. Или подросший малыш не отдаст предпочтения другим странам, а решит посвятить свою научную жизнь Украине. * * * Днем ранее Саша "водил" меня в другую потайную комнату, которая по виду и наполнению напоминала реквизитную к фантастическому фильму. - А это, собственно, и есть кельвинаторы. Видите? Минус 74 градуса. Это азотное хранилище клеток (мне больше нравится, как название звучит в украинском: "сховище"). А вот там жидкий азот - минус 130. - Это в таких человека замораживают? Криозаморозка? - В принципе, похоже, да.

Воображение услужливо нарисовало мне взрослых мужчин и женщин в позе зародышей внутри этих серебристых баков…

- У каждого отдела в этом хранилище - своя полочка, - продолжал Александр. - Вот моя: комната 311. А в таких амфорах перевозят жидкий азот. - Ого! Как она современно выглядит! - Да, напоминает космическую… - А из чего они? - Алюминиевые. На специальных заводах заказываем жидкий азот и доставляем в таких вот "амфорах".

"Мы идем к вам!" Жидкий азот - это ведь единственное средство, которое за многие-многие годы помогло мне от выпадения волос. Белокурая фея Светлана колдовала дымящимся замерзшим веществом над моими волосами, потом было еще несколько этапов мучений (аминокислоты, дарсонвали и так далее), и результат превзошел самые смелые ожидания. Так я подсела на жидкий азот. Не давайте мне ключ от хранилища Смайлик «smile» * * * Как видите, научная жизнь не так скучна, как, на первый взгляд, может показаться непосвященным. Во-первых, ученые - интеллектуалы. А значит, ты будешь хорошим собеседником даже сам для себя, не говоря уже о том, что научные дискуссии, которые возникают даже во время чаепития, не дают им скучать. Во-вторых, как я уже писала, ученые довольно спортивны: и в Астрофизической обсерватории, и здесь они играют в теннис, бегают по утрам и поддерживают физическую форму на тренажерах. И это я еще с ними в шахматы не играла! :) В-третьих, ученые довольно любознательны и не ограничивают себя рамками только своей профессии. В один из вечеров, к примеру, мы ходили на лекцию профессора Сурдина... о чем бы вы думали? Об НЛО! - "Радуга" прямо. НЛО наверх. Не роздягаємось, в залі холодно, - регулировала движение вахтер Дома ученых НАН Украины. Перед лекцией один из слушателей рекламировал, что всего за 15 долларов у именитого скульптора можно заказать точную 3D копию ядра кометы, на которое приземлилась Розетта.

- В масштабе 1:40000! - радовался ученый. Его покупка казалась ему крайне выгодным вложением. А мои профессии из "12-ти месяцев" снова чудесным образом переплелись.

Избранные тексты:
Недавние записи:
Читать по месяцам:
bottom of page