top of page

НЕВИДИМАЯ ЖИЗНЬ

Сеют, но не аграрии. Занимаются колониями, но не историки. Работают с шейкером, но не бармены. Не теряйтесь в догадках. Это молекулярные биологи, покой которых я нарушу в ближайший месяц. Они приходят на работу и, как боги, вершат судьбы штаммов бактерий. Ученые называют это "планом работ", а бактерии, вероятно, "судьбой" smile emoticon Их весы настолько чувствительны, что я могу взвесить на них свои грехи. Мне предстоит развеять миф о том, что в Украине науки нет.

science_01_ok.jpg

* * *

Хотите знать, где находится край земли? Там, где я волею смыслов проживаю свои дни: это улица Заболотного. Впрочем, мне не впервой. Часть "сознательного детства" я провела именно здесь - в последнем доме города. И была, надо сказать, совершенно счастлива: удивительный микс, эклектика из впечатлений. Дедушка-ветеран был частым гостем в астрономической обсерватории, куда нужно было идти через лес и где мне почему-то дарили кораллы. "Разве в космосе растут кораллы?" - удивлялась я… Там же, в лесу, я распробовала сладкий вкус медуницы и собрала арсенал патронов времен Второй мировой. Там же подружилась с мельницами и хатками Пирогово. Не было ни одного гаража, с крыши которого я бы не спрыгнула, и не одного сада, в котором бы не облазила фруктовые деревья. Именно на Заболотного друзья предложили мне ради интереса вставить ногу в сапоге во что-то серое, что оказалось полузастывшим цементом. Они же решили сделать мне челку, потому что "так красивей". Там же я гуляла по питомнику роз и по дорожкам вдоль институтов микро- и молекулярной биологии, где теперь и осваиваю профессию 11-го месяца проекта. Предположу, что научный интерес молекулярных биологов - ученых Института - тоже родом из детства. Просто в детстве, чтобы посмотреть, что внутри и как оно устроено, мы разбирали на "детали" мишек и машинки, а сейчас они "разбирают" живую клетку, чтобы узнать - да, в общем-то, то же самое: как "работает" клетка :)

fluorescence-micrograph-of-mouse-cells-showing-filamentous-actin-and-microtubule

Мне всегда казалась завидной судьба людей в перчатках и белых халатах, которые со знающими лицами взращивают среды, переливают что-то специальными пипетками из пробирки в пробирку и, как с близкими друзьями, обращаются с механизмами непонятного назначения. Стану ли я через месяц молекулярным биологом? Разумеется, нет. Но пойму, что от меня было скрыто завесой тайны и романтики. Пойму, стоит ли жалеть, что жизнь сложилась иначе. Заполнится еще одно "белое пятно" на карте профессиональных мечтаний. А пока жалею, что наш преподаватель биологии с фамилией Столяр занималась именно биологией, а не тем, что ей предписывала бы делать антропонимика. Истории из личной жизни ее дочери, как и анекдоты, слушать, конечно, было увлекательно, но хотелось бы изучить предмет несколько глубже, чем строение инфузории-туфельки. Чтобы разгадать тайну жизни, нужно заглянуть на микроуровень. Единственное, что я видела в микроскоп на уроках, - строение луковицы. И вот, имея наглость полагать, что мы устроены увлекательней, чем этот овощ-модель, я уже третий день мучаю ученых расспросами. Активизировала все нейронные связи, и тем не менее будто слушаю людей, говорящих на иностранном языке. С надеждой задаю вопрос: "Это биология или химия?.." Саша объясняет мне принципы синтеза белка и генетических мутаций на примере белого мишки, примагниченного к маркерной доске. Их язык настолько чудесен, что не помогает даже запись на диктофон - больше половины невозможно расшифровать: "mTOR", "GSK-3", партнер S6-киназы, пролиферация, аутофагия - мозг не знает терминов, аббревиатур и не может воспринять на слух незнакомый ученый сленг.

фотография_edited.JPG

Откровенно говоря, процессы, происходящие во Вселенной, изучать было легче :) Хотя и здесь достаточно поэзии: чего только стоят названия исследований:методы искусственной экспрессии и нокаута генов smile emoticon Но я честно пытаюсь разобраться. У меня уже есть список литературы (везде 3-ох томники, чтоб вы понимали :)) Но я не жалуюсь. Многие официально получают второе образование. Вот только зачем, если можешь сам себе его устроить? Я, к примеру, сейчас читаю Шопенгауэра, по вечерам хожу на занятия по скульптуре, а днем изучаю биохимию и молекулярную биологию клетки в Институте молекулярной биологии и генетики. (Какой факультет способен объединить такой безумный набор? Только тот, который ты сам себе создашь. Вот вам и концепция образования 21 века.) Тебе рекомендуют литературу, ты в любой момент можешь задать вопрос реально практикующему ученому и понаблюдать или провести эксперимент. При этом никто не заставит сдавать экзамены wink emoticon Что еще нужно для счастья? Корочка? Лично мне не нужна)) Мое "рабочее место" расположено в удивительной лаборатории. Два ряда полок уставлены разнообразными мензурками и колбочками — средами, буферными растворами и красителями, и просто дистиллятом. Стены увешаны инструкциями к приборам и таблицами с данными. В холодильнике даже под Новый год - не привычные глазу колбаса и салат Оливье, а десятки пробирок с культурами, реактивами, чашки Петри со штаммами Эшерихии колли. Хотя, кто знает, что из них могло бы вырасти при… ну, например, ошибке лаборанта. Ведь сколько интересных открытий было совершено благодаря таким "забывчивостям"! Чего один пенициллин стоит!

collage777.jpg

Оглядываю это разнообразие - восторг! То, что называется "Пусти козу в огород" smile emoticon Это ли не мечта ребенка, любимым диафильмом (интересно, мои читатели еще в курсе, что это такое?) которого была сказка о девочке, случайно попавшей в кабинет химии?.. В детстве химию мне заменяла игра в "больничку": посещая доктора, я никогда не выходила из кабинета, не выпросив трофейной пробирки или "палочки" для забора крови. Ну, на худой конец - иголочки. В результате у меня скопился неплохой арсенал атрибутов медицинской практики, и бедная мама была вынуждена даже на отдых, за сотни километров, возить мои стеклянные (!) баночки, ВНИМАНИЕ, с налитой туда водой. Ну, я ведь свято верила, что вода, попадающая в баночки, становится лекарством, поэтому перевозить нужно все в полном объеме. Правда, это не помогло мне спасти щенка, когда тот заболел чумкой. И с медицины я переключилась на издательское дело. Пару лет жизни самостоятельно выпускала журнал. - Вот видите, тут всего 2 колонии, - прервал мои воспоминания Александр. - Колонии - это скопления бактерий. Когда мы сеем, обязательно пишем, какой белок, какая конструкция и какой антибиотик - каждая конструкция проявляет стойкость к какому-то из антибиотиков. Если его правильно подобрать и добавить, вырастут только "нужные" для эксперимента бактерии. - Вот такую первую жизнь, наверное, и найдут на других планетах, - фантазирую я, разглядывая симпатичные бактериальные комочки. - Ну, не совсем, - деликатно отвечает ученый. - Более вероятно, что найдут какие-то органические остатки. Отпечатки, капсулы каких-то бактерий. Или какие-то формы, которые защищены от различных воздействий. Например, вирусы, сохраняющие стойкость благодаря внешней оболочке - капсиду. Мерное покачивание мембраны в коробочке с раствором на шейкере («качалке» в лабораторном сленге) будто задает рабочий ритм. Синтезируются белки. Делятся клетки. Растут бактерии. Нас окружает невидимая жизнь.

* * *

У меня похолодело внутри: кажется, в десятый раз прослушивая диктофонную запись, я что-то начала понимать в этом темном лесу. Настолько от себя не ожидала, что аж не верится. Это как с изображениями, которые требуют расфокусировки зрения. ВДРУГ у тебя начинает получаться - и ты словно попадаешь внутрь 3D картины, по которой можешь прогуливаться взглядом. Завтра я снова вернусь в это удивительное место, где кишечная палочка служит человечеству. Будут новые приключения и эксперименты.

sumasshedshaja-nauka.jpg

Избранные тексты:
Недавние записи:
Читать по месяцам:
bottom of page