top of page

КАК РОЖДАЮТСЯ СТИХИ

Я как раз писала текст о своих впечатлениях от нового места работы, как вдруг позвонил Клиент (напомню, в центре реабилитации душевнобольных так называют пациентов) и попросил о встрече. Сказал, что хочет о чём-то со мной поговорить. Поговорили. Получился очередной рассказ из серии: "Узнай историю другого человека и пойми, что у тебя на самом деле всё очень хорошо".

1798821_611097755629459_858042177_n.png

Мне ясно, что в центре реабилитации душевнобольных я вижу даже не верхушку айсберга жизни пациентов, а лишь её смутные очертания на горизонте. Но стараюсь как можно больше общаться с людьми, чтобы понять, как они мыслят и что им довелось вынести.

Встреча состоялась на нейтральной территории - девушка приехала в Институт дизайна ( КП "Институт дизайна" СДУ ), куда я наведалась в гости к Героине 7-го месяца дизайнеру Larisa Shadrunova. Если мне удается "повстречать" персонажей из разных профессий / месяцев - когда горный спасатель трудится над оформлением стены Института дизайна или когда Астроном едет в гости к горному спасателю, или Клоун приглашает моих новых душевнобольных? (душевноздоровых!) друзей в цирк, - тогда я чувствую себя художником, который смешивает на палитре краски… словно причастна к созданию новых миров, объединяя ранее не знавших друг друга людей в новых обстоятельствах. Но об этом в другой раз. Вернёмся к героине рассказа.

Сегодня я познакомлю вас с человеком, который сам в буквальном смысле вытянул себя за волосы из "безоднi".

Она захотела назваться Ией и поведала свою историю. Её жизнь - готовый сценарий для романа, или популярной ныне психологической программы, или журналистского расследования. История была рассказана нелинейно, но в конце-концов фрагменты составили единую страшную, но, вместе с тем, оптимистичную картину.

Примерно 30% пациентов клиники, по словам моей новой знакомой, находятся там не совсем по назначению. Скорее, по настоянию: родственников. Некоторые случаи, это не секрет, связаны с выселением одиноких бабушек из квартир в центре города (хорошее расследование провели журналисты программы "ГРОШІ" http://ru.tsn.ua/ukrayina/zdorovyh-ukraincev-moshenniki-otpravlyayut-v-psihbolnicy-i-otbirayut-zhile-339941.html ). Но нередко на помещении в клинику настаивают родители, супруги или родные дети. Так случилось и с Ией.

Всё началось с того же, что и у Ани (вы уже знакомы с ней по моим рассказам): отец ушел из семьи, когда ребенок был ещё… ребенком. Но не просто ушел, а стал доказывать свою правоту жене, настаивая, что дочь больше любит его - отца - и готова за ним хоть на край света. Ребенок видел ситуацию несколько иначе, но папа прилагал все усилия для того, чтобы разлучить девочку с матерью - женщиной, которую он уже не любил. Вскоре ситуация стала патовой. И отец принимает решение сдать дочь в клинику для душевнобольных. "Лишь бы разделить с матерью", - говорит Ия.

Прошло время. Девушка выросла. И стала мечтать уже о своём ребенке. Вышла замуж. "Но только для того, чтобы родить! Потом хотела развестись! - рассказывает моя собеседница. - Но не тут-то было. Мы заключили брак по-расчету, оба хотели детей, но я не смогла выбраться из капкана в течение многих лет."

"Оказалось, что мы с мужем совершенно разные люди. Он - прагматичный, "земной". Я - воздушная, творческая. Он крайне негативно воспринимает, что я пою, или хочу сходить на концерт, или делать что-то руками (хенд-мейд)… Постепенно он подавил меня. Ему было несложно это сделать, ведь муж был моим первым мужчиной, к тому же он обеспечивал семью".

Ия говорила быстро, легко. Было видно, что я - не первый душевный поверенный, что рассказанное она уже пережила, "переварила" и сделала шаг в новую жизнь. Но обо всём по порядку.

- Однажды я поняла, что дальше так жить нельзя. Я влюбилась. Мой муж, а он - милиционер, вдруг решил, что я ему нужна и дорога и не смог придумать ничего лучше, как упечь меня в Павловку.

- Как упечь? Разве лечение сейчас не добровольное?

- Какое добровольное? Он избил меня, вызвал психиатрическую бригаду по скорой прямо домой. Более того, вызвал во время того, как мы занимались любовью. Они приехали, муж сразу обо всем договорился, меня увезли. На комиссии - там сразу было понятно, что мой вопрос уже решенный - я просила об одном: лечите меня от моего реального заболевания, депрессии. Но нет - лечили "как всех": от шизофрении.

Ия рассказывала обо всем так, будто с момента этих событий прошло уже лет 10. На самом деле, время относительно - когда человек решает принять ответственность за свою жизнь и изменить её, события происходят стремительно. Ия стала вести себя так, чтобы произвести на врачей максимально положительное впечатление и перевестись на дневной стационар, а потом получить шанс выписаться - ведь сама выйти она не могла. Не отпускали.

И… получилось! Ия возвращается домой и начинает новую жизнь. Занимается по системе Иванова. Здоровое питание, зарядка, обливания холодной водой… Изменения на физическом уровне положительно повлияли и на её эмоциональное состояние. Но муж с тревогой наблюдал за "обновленной версией жены", чувствуя, что та постепенно выходит из-под контроля.

Насколько я поняла мою собеседницу, история с "упеканием" в клинику повторялась несколько раз. Муж-милиционер нашел этот инструмент простым, удобным и действенным. За это время настроил против матери дочь - отцовский сценарий повторился. Более того, на дочь оказывает влияние бабушка-свекровь, пытаясь "оформить" девочку в баптистскую церковь (Ия - православная).

Прошло время, Ия встретила мужчину, с которым хотела бы построить отношения, но она чувствует, что история с насильным помещением в больницу может повториться снова. В последний раз муж настаивал на оформлении инвалидности. Логика ясна: опекунство - и вот человек уже не может принимать самостоятельных решений. Ия отказалась, несмотря на потерю пенсии. "Я не считаю, что имею право на деньги тех, кому они нужнее, кто действительно сам не может себя обеспечить". Она приняла решение устроиться на работу. Изучила декупаж и керамику - и уже договорилась о месте в арт-мастерской. Приступает с понедельника.

Пишет стихи. Одно из стихотворений вы видите на фото.

А ещё - она улыбается! И понимает, что главное - это действие.

"Помнишь китайскую пословицу? - Задорно спрашивает она. - Дурак тот, кто не превращает слова в действия".

Я понимаю, с кем говорю. Теоретически 100% поведанного может оказаться неправдой. Я понимаю, что выслушала рассказ только одной стороны. И тем не менее, я узнала, что происходит в мире этой женщины. Почувствовала, как важна для нее эта сделанная на уроке декупажа тарелка и на занятии по керамике брошь. Это - артефакты из её новой жизни, жизни, в которой Ия самостоятельна, счастлива и здорова. И эта жизнь уже началась.

Избранные тексты:
Недавние записи:
Читать по месяцам:
bottom of page